RU | EN

Арсентьев Александр Иванович

 Биография

Карьера: Выдающийся ученый и горный инженер. Основоположник науки о проектировании карьеров и освоении месторождений полезных ископаемых открытым способом. Профессор-консультант Санкт-Петербургского государственного горного университета.

 

Дата рождения: 1918

 

Место рождения: Смоленская область, деревня Федино

Доктор технических наук (1963), профессор (1964), Заслуженный деятель высшей школы России, почетный академик Российской академии естественных наук, член Союза художников СССР и России. Участник Великой отечественной войны с июля 1941 года по 1945 год. Участвовал в обороне Москвы, освобождении Украины, Кавказа и нескольких стран Европы от фашизма. Работал директором по научной работе в Кольском филиале Академии наук, профессором в Криворожском горнорудном институте и заведующим кафедрой в Ленинградском (Санкт-Петербургском) горном институте. Кавалер многих орденов и медалей, в том числе, орденов «Красной звезды» и «Отечественной войны». Автор нескольких сотен научных статей и 40 книг. Читал курсы лекций по горному делу в вузах Китайской народной республики, Республики Куба, Украины и Казахстана. Как художник - участник многих престижных выставок. Под руководством А.И. Арсентьева подготовлены тысячи горных инженеров, 59 кандидатов и 6 докторов наук, которые успешно работают как в России, так и в десятках стран мира.

 

Интервью

К. Александр Иванович,  когда мы готовились к этому интервью, то осознали уникальность ситуации – в нашем социальном проекте о достойных гражданах нашей страны есть рубрики не только о выдающихся ученых, но отдельно  об ученых в мундирах, и  о талантах «золотые руки». Вы подходите для всех рубрик! Скажите, многообразие интересов – посыл для успешной творческой работы или наоборот, согласно афоризму, талантливый человек талантлив во многих проявлениях?

А.И. Наверное, и то, и другое.  Но первично, конечно, стремление разнообразить свою жизнь новыми видами деятельности, тогда открываются возможности для более эффективной работы и в других областях – идет взаимное внутреннее обогащение.

 К. Отдельно о мундире: Вы ушли на фронт в июле 1941 года сразу после получения диплома горного инженера. Какая военная специальность была у Вас? Пригодились ли горняцкие знания?

А.И. Ушел на фронт младшим лейтенантом, закончил войну старшим лейтенантом. Военная специальность - сапер. А горняцкие знания еще как пригодились! На первом этапе Великой отечественной войны нами велись преимущественно оборонительные действия, поэтому взрывали при отступлении мосты,  возводили защитные сооружения. А на втором этапе – взрывали уже вражеские сооружения.

 К. Существует ли какая-то специфика ощущения себя горным инженером? Екатерина Великая, утверждая указ о создании Петербургского Горного училища, прообраз знаменитого горного института, подразумевала, что это будет учреждение полувоенного типа.  Ее лозунг, сформулированный при создании Горного училища  - «Усердье к услуге отечеству и пользе оного любовь» - это почти присяга! Согласно табелю о рангах царской России, заведующий кафедрой горного института приравнивался к генерал-майору. Есть что-то общее в Вашем восприятии мундира боевого офицера и генеральского мундира горного инженера – заведующего кафедрой?

А.И. Я человек высокой самодисциплины. То есть психологически всегда при деле, чем бы ни занимался. А что касается генеральского мундира – тут аналогия полная – ведь за многие годы преподавательской и научной работы я подготовил и выпустил в свет, считайте, целую дивизию молодых горных инженеров – тысячи человек, плюс десятки специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.

 К. Александр Иванович, людям, знающим Вас поближе, хорошо известно, что при всей мягкой интеллигентности и благожелательности, Вы обладаете чрезвычайной твердостью духа и абсолютной несклонностью «прогибаться» перед кем-либо. Как в знаменитой песне Андрея Макаревича: «Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под вас!» Это заложили в Вас родители или это в большей степени влияние суровой школы войны и трудного послевоенного времени?

А.И. Война. Самая жестокая и страшная школа. Достойно воевавший, сохраняет крепость духа на всю жизнь.

 К. Какое у Вас отношение к  непрерывному самообразованию? К сожалению, мы довольно часто наблюдаем людей, достигших определенных степеней, званий, определенного уровня компетентности или некомпетентности и считающих (конечно, они об этом не говорят!), что этого багажа вполне достаточно для служебного, административного роста.  В частности, когда появились быстродействующие компьютеры, Вы были уже далеко не в юношеском возрасте. Как Вы относитесь к компьютерному моделированию и проектированию?

А.И. Засыхать и останавливаться нельзя себе позволять! А что касается компьютерных технологий, то я к ним отношусь вполне адекватно. Несколько десятков лет назад, когда появились первые большие вычислительные машины, я сразу одобрил работы по компьютерному моделированию горных  предприятий, в частности, и такую специализацию моего зятя, ныне доктора технических наук. А почти в девяносто лет я освоил компьютерные технологии в моем любимом деле – художественном творчестве! Как говорится, продвинутый user.

 К. В Ваших воспоминаниях Вы с большим уважением говорите о своих  учителях и наставниках в горной науке.  Был ли кто-нибудь для Вас примером в Вашей неподражаемой манере живописи и графики. Или высокая художественная индивидуальность подразумевает полную самостоятельность? Какова, вообще,  роль наставника в формировании индивидуальной личности в науке и в искусстве?

А.И. Переоценить роль наставника в научной и инженерной деятельности невозможно. Молодым людям, которые хотят встать на путь научной работы, надо активно искать себе знающего и требовательного руководителя, как бы это ни было сложно. Это залог хорошего старта. К счастью, такие учителя горного дела у меня были.  В первую очередь, должен назвать профессора Бориса Петровича Боголюбова. В искусстве  для меня, разумеется, есть авторитеты, но к подражанию я никогда не стремился.

 К. Александр Иванович, Ваш сын - тоже горный инженер, известный ученый, доктор технических наук, лауреат Государственной премии. Мы точно знаем, что Вы не оказывали ему протекцию в научной и служебной карьере. А помогли ли Ваши понятия о семейных и творческих ценностях достичь ему успехов?

А.И. Василий - заботливый и внимательный сын. Я рад, что мы смогли привить ему трудолюбие и передать способности.

 К. Александр Иванович, имеет ли смысл молодым людям в современной России получать инженерное образование,  идти в науку?

А.И. Молодые люди! Идите в горную науку, в горное дело. Это вечно востребованная и интересная, истинно мужская специальность.

http://www.мы-гордимся.рф

© Copyright 2011 - 2017