RU | EN

Загадки памяти

Загадки памяти

Задумывались ли вы когда-нибудь, а что собственно такое наша память? Вся жизнь, все наши привычки, привязанности, знакомства, наши знания и опыт - все это заложено в памяти.

Сама память - это сложнейший процесс, который еще мало изучен, но всегда с интересом изучался и изучается. Подогревают интерес к изучению необычные проявления феноменальной памяти, подтверждающие, что возможности человеческой памяти намного шире, чем мы себе представляем. У всех у нас способности разные, у кого - то более долгосрочная память, у кого-то более краткосрочная, все эти параметры зависят от многих особенностей строения и работы головного мозга. Память - это своеобразный процесс, включающий фазы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации. И часто страдает всего лишь одно звено из этого процесса (как правило, извлечения информации). В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти, но существуют различные классификации.

Выделяют разные типы памяти, при которых способность к восприятию, сохранению и воспроизведению информации зависит от того по какому каналу (через глаза, уши, кожу и мышцы и т.д.) эта информация поступает.

Различают следующие типы памяти:

• зрительный,

• слуховой,

• моторный (двигательный)

• смешанный

Обычно у людей смешанный тип с преобладанием одного из имеющихся. Каждый тип памяти важен и нужен для человека. Двигательный тип особенно важен для ребенка, когда он начинает ходить, обучаться письму. Благодаря упражнениям и двигательной памяти, нужные движения усваиваются, а излишние постепенно отключаются.

Примером обладания исключительной слуховой памяти может быть известный композитор В.А.Моцарт, который уже в 14 лет единожды прослушав многочасовую мессу, смог воспроизвести ее полностью письменно. Отличной зрительной памятью обладают художники, например, И.И.Левитан, который по отдельным наброскам, сделанным им летом, мог воссоздать дома через пол года полностью картины природы, увиденные летом.

Что же можно подразумевать под «плохой» памятью?

Чаще, конечно, плохой памятью называют невозможность быстро запомнить и воспроизвести слова. Однако не всегда люди, которые запоминают долго, имеют «плохую» память. При заучивании слов люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно заучивающих. Но успех от упражнений у медленно заучивающих (назовем их медленные) оказался относительно большим, чем у быстро заучивающих (быстрые). Медленные запоминали почти 75% впервые заученной информации, а быстрые – менее 50%. Быстро заучивающие, быстрее и забывают. Но, конечно, как и в любом правиле, существуют исключения: люди, которые и медленно запоминают и быстро забывают, и наоборот, люди с отличной памятью, которые быстро заучивают и медленно забывают. Ученые связывают быстроту запоминания больше с особенностью внимания. Быстро заучивающий способен более полно концентрировать свое внимание, тогда как медленный тип лишь постепенно достигает сосредоточенности.

Ко второй группе различий относится способность к преимущественному механическому или логически смысловому запоминанию. Лица, склонные к логическому заучиванию, осмысливают также и разрозненный материал, объединяя отдельные элементы в группы. Соотношение скоростей запоминания осмысленного материала (логически организованного) и набора слов составляет 9:1. Так что при «понимании материала» он запоминается быстрее и лучше, чем просто механическое заучивание.

Отбор запоминаемого материала, как у взрослых, так и у детей, определяется в первую очередь степенью заинтересованности в информации. Особенно важно учитывать данную особенность при обучении детей. Так любые правила запомнятся намного проще, если их оформить красочным конспектом с рисунками, а не просто дать заучить непонятный, да и просто неинтересный малышу материал. По мнению известного отечественного психолога А.А.Смирнова, «плохая память» объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, однако, то, что интересно может запоминаться очень хорошо. У детей данная особенность заметно выражена. Взять хотя бы учеников, которые не могут выучить простейшее четверостишье, но в то же время дни рождения и биографии всех членов любимой футбольной команды знают назубок. Так что не спешите расстраиваться, если малышу не дается какой-либо предмет, скорее всего, его просто не интересно преподают. Хороший учитель сможет заинтересовать ребенка любым предметом, если будет преподносить материал интересно и красочно. Это может быть и география с виртуальными путешествиями и история с диафильмами и математика с занимательными задачами.

Ухудшение запоминания тем большее, чем ближе друг к другу по времени две группы информации. Поэтому, при составлении школьных расписаний обязательно следят, чтобы два предмета, требующие значительной работы головного мозга не шли один за другим.

Пробелы же памяти, когда не удается вспомнить какое-либо название, имя и т.д. связаны со сбоем в считывании информации, т.е. воспроизведении хранящейся информации. Так называемая рассеянность, связана с отсутствием интереса к окружающим событиям или с недостаточным осознанием важности выполняемой работы. Реже она является результатом переутомления или сильных переживаний.

Тесно взаимосвязаны память и интеллект. Чем одаренней человек умственно, тем лучше у него память. Так, например, запас слов человека является довольно хорошим показателем как его памяти, так и ума. Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к. обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых, можно классифицировать запоминаемые факты и явления. Однако не всегда хорошая память говорит о высоком уровне интеллекта. Существуют примеры отличной памяти у слабоумных, хотя это скорее исключение, чем правило.

Любое впечатление внешнего мира сохраняется в мозгу несколько секунд, а затем угасает и только мозговой механизм, по-видимому, концентрирующий внимание, отбирает какую-то часть полученной информации для более длительного ее хранения. Все что мы видим и слышим запоминается, другое дело, что то, что наш мозг (не без нашего участия, конечно) посчитает незначимым откладывается в самые дальние ячейки памяти, а то, что нужно и интересно для нас – в ближайшие. Достать информацию из дальних ячеек очень трудно, но описывается достаточно много случаев, когда человек, попадая в сходную обстановку во взрослом состоянии, вспоминал то, что происходило с ним в глубоком детстве аж когда ему был один год. Поход в музей, театр не может остаться незамеченным для человека, так же как и просмотр фильмов. Часто просмотренные фильмы ужасов или неблагоприятные события всплывают у детей во сне, ребенок плачет, а наяву он ничего этого не помнит. Поэтому желательно более тщательно относиться к той информации, которую получает малыш из внешнего мира (мультфильмы, фильмы, передачи и т.д.).

По материалам сайта- http://www.chitamed.ru/

© Copyright 2011 - 2017